История храма

Инициатива сооружения церкви в Саках принадлежала святителю Иннокентию (Борисову), епископу Херсонскому и Таврическому. Среди имен многих выдающихся духовных  пастырей Тавриды имя владыки Иннокентия сияет особенно ярко: он был ученым-богословом, историком, блестящим оратором. Современники называли его «звездой Отечества», «русским Златоустом».

В 1853 году Херсонская духовная консистория ходатайствовала перед Главным управлением путей сообщения и публичных зданий о рассмотрении проекта церкви при Сакском соляном озере, который разработал Херсонский епархиальный архитектор. Проект был отклонен, хозяйственное управление Синода предложило свой проект сметной стоимостью восемь тысяч рублей серебром. 13 декабря 1856 г. Святейший Синод рассмотрел и одобрил представленный проект и рекомендовал «препроводить архиепископу Херсонскому новый проект относительно построения церкви при Сакском соляном озере с предоставлением сведений с заключением и возвращением того проекта». 25 апреля 1857 года архиепископ Иннокентий ответил Синоду: «Честь имею уведомить, что дело остановилось за прошедшею войною и вследствие ее может совершенно переиначиться, ибо церковь предполагалась к постройке главным образом ради существовавшего там больничного заведения, от которого не осталось теперь ни щепки. Готовится прожект о возведении нового здания, в состав коего думают ввести и церковь».

Святитель Иннокентий предполагал построить в Саках обширный храм и изыскивал для этого средства. Кончина крымского архипастыря в 1857 г. прервала эти труды. Вместо большого храма в 1861 году на средства евпаторийского купца 3-й гильдии Петра Третьякова построили небольшую каменную церковь, скромную по архитектуре, во имя святого пророка Илии. Храм обслуживал Саки и семь деревень — Александровку, Ивановку, Лезье, Михайловку, Ново-Дмитриевку, Тишей, Тулат-Карач, всего 1679 прихожан. История сохранила имена первого священника Романа Сулимы и диакона Павла Михайловского.

У этой церкви не было даже колокольни, под звонницу приспособили небольшое строение. Колокола висели так низко, что их звон не был слышен в большей части села. Только через тридцать лет, в 1891 году, возник вопрос о строительстве на средства прихожан новой трехъярусной колокольни, отдельно стоящим объемом, на расстоянии трех саженей от церкви, чтобы при постройке взамен существующей маленькой церкви новой, большей, чем теперешняя, престол оказался на месте. Автором проекта колокольни стал классный художник архитектуры А. Карапетов. Долгое время он жил и работал в Крыму, где по его проектам было воздвигнуто несколько храмов, а также гражданских зданий. В Симферополе им были построены Казённая палата и церковь Трёх Святителей, в Керчи — церковь Вознесения Господня и храм Успения Пресвятой Богородицы, а также церковь во имя апостола и евангелиста Луки в с. Лаки. Архитектор Карапетов спроектировал нарядную высокую колокольню, в октябре строение было освидетельствовано и принято в эксплуатацию.

В 1902 году встал вопрос о строительстве здания церкви. Был организован строительный комитет, председателем которого стал настоятель церкви священник В. Попов. Комитету нужно было изыскать денежные средства, выбрать опытного архитектора — автора проекта, найти благонадежного подрядчика, способного грамотно повести строительство, закупить строительные материалы.

При выборе подрядчика комитет решил устроить частные торги, на которые приглашались подрядчики, известные епархиальному ведомству.

Добросовестный и опытный инженер-строитель, хорошо зарекомендовавший себя в губернском центре (он строил в Симферополе Дворянский театр, здание Офицерского собрания, частные дома и другие крупные сооружения), Я.А. Рыков взялся за подрядную работу по сооружению Свято-Ильинской церкви. Согласно контракту, строительство должно было завершиться к августу 1903 года.

Зодчим будущего храма стал Хрисанф Константинович Васильев (1851-?). Как и об архитекторе Карапетове, о Васильеве нам известно немного.

С 1872 по 1884 год он учился во Всероссийской Академии Художеств в Петербурге. Автор проекта железнодорожного вокзала в Баку. В 1883 году вместе со скульптором Н.А. Лаверецким создал надгробный памятник Ф.М. Достоевскому в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге. С его участием открыто два памятника А.С. Пушкину. По проектам Хрисанфа Васильева в Крыму были построены церкви в Перекопе, Гурзуфе, великолепный храм Архистратига Михаила в Алупке.

Архитектор Васильев так гармонично объединил уже существовавшую колокольню с новой церковью, что постройка выглядела единым целым. Этот храм мог украсить любой город: нарядный, большой, прекрасных пропорций, без налета провинциальности.

2 октября 1903 г. новая церковь была освящена во имя пророка Божьего Илии.

На основании секретного постановления Президиума Евпаторийского райисполкома 27 ноября 1929 г. было решено «санкционировать закрытие церкви с использованием здания в культурных целях». В период 1929-30 гг. на всех сакских предприятиях и в окрестных деревнях проводятся собрания, где на повестку дня         вынесен вопрос о ликвидации церкви.

1 января 1930 года вопрос о закрытии церкви был решен, Ильинскую церковь должны были переоборудовать под клуб Химсольтреста.

В апреле этого же года местный сельсовет переоборудовал храм под клуб. 1930-е гг. клуба приступили к снятию куполов, демонтажу иконостаса и изъятию церковной утвари.

Шел Великий пост. Приближалась Страстная седмица (в 1930 году Пасха праздновалась 20 апреля). 8 апреля прихожане сел Саки и Михайловки М. Пономарчук, Е. Чинакалова, О. Пантухина, П. Пархоменко, Ф. Гнутый и много других верующих окружили церковь и с палками в руках заставили прекратить ее разорение. Раздавались антисоветские лозунги. Зачинщиков задержали.

Об инциденте узнали в Москве. По распоряжению М.И. Калинина в Крымский ЦИК была направлена телеграмма: «Ликвидацию церкви в селе Саки Евпаторийского вышлите доклад, церковь передайте верующим». В ответ местные органы власти сообщили, что «Сакская церковь была закрыта по требованию 1,5 тысяч трудящихся и капитально перестроена под клуб. Считаем закрытие клуба невозможным».

Вновь открыли церковь в конце 1941 года, во время немецкой оккупации. Свято-Ильинский храм был один на весь Сакский район. Со времени его открытия сменилось четыре священника, а с июля 1946 года сюда назначили священника Иоанна Осипова (род. 1890 г., в сане священнослужителя с 1922 года).

«Посещаемость данной церкви верующими довольно значительная, — докладывал крымский уполномоченный по делам Церкви Я. Жданов в 1952 году. — Например, по личному наблюдению, 19 августа с. г., в так называемый церковный праздник «Спас Преображения», несмотря на то, что день был рабочий, в церкви было не менее одной тысячи человек (проводилось освящение фрукты). В этот день в церкви было говеющих (исповедников) — 162 чел., из них детей школьного возраста до 30 чел., а в такие церковные праздники, как «Пасха», в Сакской церкви бывает полторы, две тыс. человек и более. По заявлению священника Осипова Ивана и по наблюдению других лиц, посещаемость Сакской церкви верующими не уменьшается, а даже увеличивается».

В       1946 году Указом Патриарха в Крым был назначен новый правящий архиерей. Святитель Лука (в миру — Валентин Феликсо-вич Войно-Ясенецкий) был крымчанином по рождению (он родился 9        июля 1877 года вКерчи) и отдал         Крыму последние пятнадцать лет своей жизни.

В 1954 году в Ильинской церкви было уже двое священнослужителей: помимо уже упоминавшегося о. Иоанна Осипова, настоятель — иерей Василий Поветкин. Была и церковная «двадцатка». «Двадцатка» — название условное, в церковный актив входило 25 человек. Интересен ее состав: почти все члены «двад-цатки» были преклонного возраста, моложе 50 лет — всего 1 человек, остальные от 50-ти до 80-ти лет, в основ-ном инвалиды и пенсионеры. Это понятно — мало кто из более молодых прихожан захотел бы лишиться работы (а, возможно, и свободы). Церковный староста Хрисанф Бард, в прошлом повар, занимавший эту должность с июня 1944 г., тоже был преклонного возраста, ему шел восьмой десяток. Мужчин всего 8, а женщин — 17. Как после революции, так и после войны, это было повсеместной нормой, церковь держалась на «белых платочках», как в народе именовали верующих женщин.

Правящий архиерей Крымской епархии, святитель Лука, строго следил за соблюдением церковных канонов. В октябре 1954 года были назначены в Свято-Ильинскую церковь настоятель о. Василий Поветкин, по словам архиепископа Луки, священник опытный и образованный, и в помощь ему — иерей Петр Попов, ранее служивший в Николаевской церкви г. Бахчисарай.

В середине 1950-х годов началось поругание и осквернение крымских церквей. В Ильинскую церковь на Пасху 1955 года двое пьяных хулиганов во время ночной Божественной литургии в храм вошли двое пьяных хулиганов и подняли шум. Одного из них вывели милиционеры, а другого, не дожидаясь действия властей, несколько прихожан схватили и выбросили  за церковную ограду.

Со времени открытия Ильинской церкви во время немецкой оккупации минуло 15 лет, но значительных изменений в ее переоборудовании не произошло. Во время очередного инспекционного визита местный уполномоченный по делам Церкви обратил внимание на то, что в храме в дневное время царит полная темнота, приходится включать электричество.

Окна в храме были закрыты ложами для кинозрителей, и о. Петр Попов попросил уполномоченного разрешить убрать ложи и восстановить окна. Представитель власти окончательного ответа не дал, но предложил составить технический проект переоборудования и смету. И все-таки за церковью по мере возможности ухаживали: она была внутри и снаружи побелена, выкрашен пол, капитально отремонтирована и выкрашена крыша.

К концу 1950-х годов Ильинская церковь в Саках, согласно секретной справке крымского уполномоченного, входила в чисто «наиболее активно работающих» крымских церквей. Это заявление было опасным: властями был взят курс на закрытие церквей.

Своды Ильинской церкви помнят святителя Луку: в апреле 1947 года он посетил сакский храм. Фотографии святителя Луки в Саках нам, к сожалению, неизвестны, зато фотоаппарат запечатлел нео-быкновенного человека, тесно связанного со святителем. На старой фотографии среди толпы прихожан стоит светлоликий седобородый старец. Это архимандрит Тихон (Богославец). Он был духовным сыном оптинского старца, о. Амвросия.

Невзирая на усилия властей, богослужения в Ильинской церкви не прерывались со времени ее открытия во время Великой Отечественной войны и до наших дней.

С 24 декабря 1960 г. настоятелем ее был священник Сергий Скоробацкий (1914-1997). Сын священника, кандидат богословских наук, человек образованный, знавший польский и немецкий языки. Отец  Сергий участвовал в Великой Отечественной, был ранен в ногу. Но, несмотря на болезни,
о. Сергий был настоятелем Ильинской церкви до 1985 года (с перерывом на служение в Белогорске в 1971-75гг.), когда он по состоянию здоровья был почислен за штат. Отошел ко Господу о. Сергий в 1997 году.

С 9 апреля 1987 года в Свято-Ильинскую церковь был назначен священник Валерий Цуркан. 27 лет отец Валерий был бессменным ее настоятелем. Отец Валерий все силы отдавал служению, заботам о пастве и храме. Всегда благожелательный, неизменно ровный в обращении, он был искренне любим всеми прихожанами.

Отец Валерий закончил свой земной путь 26 февраля 2014 года на 64 году жизни после тяжелой и продолжительной болезни.

С 14 апреля 2014 года настоятелем Свято-Ильинского храма г. Саки является протоиерей Иоанн Пристинский.

 

Оставьте свой комментарий:

на Блоге
в Вконтакте
в Фейсбук